Группа компаний "Бизнес Аспект"
ТЕЛЕФОНЫ
(495) 517-15-97
(495) 510-42-90
СЕМИНАРЫ

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ
Наша рассылка

Порядок приема на работу некоторых категорий сотрудников

Порядок приема на работу некоторых категорий сотрудников

Порядок приема на работу некоторых категорий сотрудников


Для отдельных категорий граждан и иностранных граждан установлены специальные требования при приеме на работу. Рассмотрим порядок приема иностранных работников, а также работников, принятых по совместительству и некоторые особенности трудовых отношений с ними.

РАБОТНИКИ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ

Правовое регулирование трудовых отношений лиц, работающих по совместительству, осуществляется в соответствии с нормами главы 44 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ):

«Статья 282. Общие положения о работе по совместительству

Совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работа по совместительству может выполняться работником, как по месту его основной работы, так и в других организациях».

Иными словами, выполняемая работником работа считается совместительством, если:

  • трудовой договор заключен с работником, уже состоящим в трудовых правоотношениях;
  • по этому трудовому договору выполняется другая работа, помимо основной, причем работа является регулярной и оплачиваемой;
  • эта работа выполняется работником в свободное от основной работы время.

Статьей 282 ТК РФ предусмотрено два вида совместительства:

  • внутреннее - работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени у своего работодателя. Внутреннее совместительство возможно при наличии в организации свободных вакансий;
  • внешнее - работа за пределами своего рабочего времени у другого работодателя (статья 98 ТК РФ).

Обратите внимание, что работа на условиях внутреннего совместительства, согласно части 1 статьи 98 ТК РФ, допускается только по другой профессии, специальности или должности. Исключение установлено только для педагогических работников, которым в соответствии со статьей 333 ТК РФ работа по совместительству разрешается и по аналогичной должности, специальности.

Работа на условиях внешнего совместительства не требует дополнительных разрешений, кроме разрешения для руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации, если для них федеральными законами, учредительными документами установлены особенности регулирования труда (статьи 276, 281 ТК РФ).

Работа по совместительству требует заключения письменного трудового договора. К трудовым договорам с совместителями применяются общие требования установленные ТК РФ для трудовых договоров (главы 10 и 11 ТК РФ). При заключении трудового договора в нем, наряду с другими условиями, в обязательном порядке должно быть указано, что работа является совместительством. Срок трудового договора о работе по совместительству устанавливается по соглашению сторон.

В соответствии с положением статьи 283 ТК РФ при приеме на работу по совместительству в другую организацию работник обязан предъявить работодателю паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. При приеме на работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет право потребовать от работника предъявления диплома или иного документа об образовании или профессиональной подготовке, либо их надлежаще заверенных копий, а при приеме на тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда - справку о характере и условиях труда по основному месту работы.

Примечание. При оформлении на работу совместителя рекомендуем формировать его личное дело в порядке, предусмотренном для ведения кадрового делопроизводства. В личном деле, кроме документов, перечисленных в статье 283 ТК РФ, должны содержаться: копия трудового договора, приказ о приеме на работу и другие документы, определяющие характер трудовых отношений между работодателем и совместителем.

Для лиц, работающих по совместительству, законодатель установил предел продолжительности рабочего времени, устанавливаемого работодателем - не более четырех часов в день и 16 часов в неделю (статья 284 ТК РФ). Исключение установлено лишь в отношении медицинских работников организаций здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа: им по решению Правительства Российской Федерации продолжительность работы по совместительству может увеличиваться (статья 350 ТК РФ).

«Не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до восемнадцати лет, на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, установленных федеральными законами» (статья 282 ТК РФ).

Согласно статье 276 ТК РФ руководитель организации может занимать оплачиваемые должности в других организациях только с разрешения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

В настоящее время действует ряд федеральных законов, которые запрещают работу по совместительству, кроме научной, преподавательской (педагогической) и иной творческой деятельности:

1)     Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» - членам Правительства Российской Федерации;

2)     Федеральный закон от 8 января 1998 года №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» - муниципальным служащим;

3)     Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей Российской Федерации» - судьям;

4)     другие.

Кроме того, ограничения на работу по совместительству установлены для руководителей охранных предприятий и охранников - Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Данный перечень не является закрытым.

Обратите внимание, что в статье 288 ТК РФ установлено дополнительное основание прекращения трудового договора с совместителями: в случае если на рабочее место, занимаемое совместителем, принимается работник, для которого это место работы является основным, работодатель вправе уволить совместителя.

По соглашению сторон работник, работающий по совместительству, может быть принят на основную работу в данную организацию. В этом случае трудовой договор о работе по совместительству прекращается и на новых условиях заключается другой трудовой договор.

ИНОСТРАННЫЕ РАБОТНИКИ

С принятием Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон о правовом положении иностранных граждан) существенно изменилось правовое регулирование трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

В целях вышеуказанного Федерального закона правовое положение иностранных граждан приравнено к правовому положению лиц без гражданства.

Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства (статья 2 Закона о правовом положении иностранных граждан).

К категории иностранных граждан, законно находящимся на территории Российской Федерации, относятся:

  • иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации - лица, получившие вид на жительство;
  • иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации - лица, получившие разрешение на временное проживание;
  • иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации - лица, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Указанные толкования понятий «постоянно проживающие» и «временно пребывающие» иностранные граждане применяются ко всем категориям иностранцев, в том числе к гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств.

На территории Российской Федерации правила, установленные ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 11 ТК РФ).

Таким образом, оформление на работу иностранных работников будет происходить на тех же условиях, что и прием на работу российского гражданина. То есть основанием возникновения трудовых отношений будет являться трудовой договор, который заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.

В целях проведения государственной политики Российской Федерации по привлечению иностранной рабочей силы, обеспечения приоритетного права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест Президент Российской Федерации утвердил «Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года №2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы»). Данное Положение определяет условия и порядок выдачи разрешений на привлечение в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы, а также подтверждений иностранным гражданам на право трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Иностранные граждане имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных законодательством.

Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Кроме того, действующим законодательством предусмотрена возможность для иностранного гражданина осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ) в случае, если он имеет выданные в установленном порядке:

  • разрешение на постоянное проживание в Российской Федерации;
  • свидетельство о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности;

Пунктом 1 статьи 32 Закона о правовом положении иностранных граждан определено, что контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел (Федеральная миграционная служба), его территориальными органами во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

В настоящее время с органами внутренних дел при осуществлении названных контрольных функций активно взаимодействуют федеральные органы по труду и занятости, налоговые органы, работники государственного санитарно-эпидемиологического надзора, местных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности зависит от их статуса. Иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство, могут быть приняты на работу в порядке, предусмотренном для граждан Российской Федерации. На работодателя или заказчика работ (услуг) налагается обязанность по получению разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранные граждане, временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации, не должны получать разрешение на работу.

Пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

Разрешительный порядок трудоустройства в Российской Федерации не распространяется на следующие категории иностранных граждан:

  • постоянно проживающих в Российской Федерации;
  • временно проживающих в Российской Федерации;
  • являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
  • являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
  • являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
  • обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
  • обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
  • приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Кроме того, указанный порядок трудоустройства иностранных граждан не распространяется и на граждан Республики Беларусь, которые в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25 декабря 1998 года «О равных правах граждан» имеют равные с гражданами Российской Федерации права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территории России.

На всех остальных граждан государств - участников СНГ распространяется установленный в Российской Федерации разрешительный порядок осуществления трудовой деятельности.

При устройстве на работу иностранные граждане, относящиеся к этим категориям, должны предъявить следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • разрешение на временное проживание или вид на жительство;
  • миграционную карту с отметками о въезде на территорию Российской Федерации и о регистрации по месту жительства.

Следует помнить, что иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание, имеет право работать только на территории того субъекта Российской Федерации, в котором ему разрешено проживание.

На иностранных граждан, временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации, распространяются ограничения на право осуществления трудовой деятельности, установленные для всех категорий иностранных граждан.

Иностранные граждане не имеют права:

  • находиться на государственной или муниципальной службе;
  • замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
  • быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  • быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
  • быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;
  • заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не могут быть приняты на работу, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 года №755 «Об утверждении Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу»:

«1. Объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

2. Структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций.

3. Организации, в состав которых входят радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно-опасных материалов и изделий».

Приказом Госкомрыболовства Российской Федерации от 29 июля 2002 года №299 «Об утверждении условий, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна рыбопромыслового флота, плавающего под государственным флагом Российской Федерации» установлено, что иностранные граждане не могут занимать на судне рыбопромыслового флота, плавающем под государственным флагом Российской Федерации, следующие должности:

  • капитана (капитана-директора);
  • старшего помощника капитана;
  • старшего (главного) механика;
  • радиоспециалиста.

В приложении к данному Приказу приведены требования, предъявляемые к иностранным гражданам, и названы документы, необходимые для принятия на работу на судно.

Осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами, имеющими статус временно пребывающих, имеет ряд особенностей и ограничений, которые будут рассмотрены ниже.

Порядок получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников .

Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность по трудовому договору или по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг), заключенными с юридическими или физическими лицами, в том числе с иностранными юридическими лицами и с иностранными гражданами, зарегистрированными в качестве иностранных предпринимателей.

Работодатели и заказчики работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных граждан для выполнения работы только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, выданного в установленном законом порядке.

Разрешения могут выдаваться российским юридическим лицам, организациям с иностранными инвестициями, действующим на территории Российской Федерации, а также отдельным российским и иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве.

Порядок получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников регламентирован «Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года №2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» в части, не противоречащей Закону о правовом положении иностранных граждан.

Заявление о выдаче разрешения подается в Федеральную миграционную службу МВД Российской Федерации или его территориальный орган. Одновременно с заявлением должны быть представлены следующие документы:

  • заключение территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, о целесообразности привлечения иностранных работников;
  • проект трудового договора или иные документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников;
  • для получения разрешения на привлечение иностранных работников в качестве членов экипажей российских морских судов – заключение Минтранса Российской Федерации. Порядок выдачи заключения должен быть установлен Правительством Российской Федерации.

Порядок выдачи заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, о целесообразности привлечения иностранных работников регламентирован Приказом Минтруда РФ от 15 июля 2003 года №175 «Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников».

Заключение территориальных органов службы занятости о целесообразности привлечения иностранных работников составляется с учетом принципа приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест с учетом:

  • наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы;
  • наличия возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов;
  • обеспечения равных условий и оплаты труда иностранных работников по отношению к гражданам Российской Федерации;
  • предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости российских граждан.

За выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников взимается государственная пошлина - 3000 рублей за каждого привлекаемого работника (подпункт 12 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)).

Разрешение выдается на срок до одного года, по окончании этого срока разрешение может быть продлено в случае предоставления заявителем мотивированного обоснования. Разрешение продляется не более чем на один год. При продлении разрешения взимается плата в том же размере, что и при выдаче разрешения.

Выданное разрешение не может быть передано другому работодателю, а работники, принятые на основании этого разрешения, не могут быть переведены на работу к другому работодателю, за исключением:

  • аннулирования выданного работодателю или заказчику разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • прекращения работодателем или заказчиком своей деятельности.

В случае нарушения работодателем или заказчиком положений Закона о правовом положении иностранных граждан действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников может быть приостановлено до устранения нарушений. Если нарушения не устранены в установленный срок, то разрешение аннулируется органами внутренних дел. Одновременно с приостановлением действия или аннулированием разрешения на привлечение и использование иностранных работников приостанавливается действие или аннулируется разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя и являющемуся работодателем или заказчиком работ (услуг).

Обратите внимание!

«Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года №2146, предусмотрено, что в проектах трудовых контрактов или других документов о намерении привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию, предоставляемых работодателями в Федеральную миграционную службу России, условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются нормами законодательства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.

Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации предполагает реализацию одного из основных прав работника и обязанностей работодателя по обязательному социальному страхованию работников (статья 22 ТК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к застрахованным лицам относятся наряду с гражданами РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Следовательно, социальное страхование распространяется и на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам в России.

Поэтому работодатель не освобождается от уплаты единого социального налога.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) застрахованными лицами (лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Законом) помимо граждан Российской Федерации являются проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. Причем право этих лиц на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов (статья 14 Закона №167-ФЗ), что входит в обязанности страхователей-работодателей и иных лиц, названных в статье 6 Закона №167-ФЗ. Взносы по обязательному пенсионному страхованию необходимо платить за иностранцев, проживающих в РФ как временно, так и постоянно. (Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 7 октября 2004 года №03-05-02-04/1/29).

Согласно статье 6 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора. Соответственно, при занятии иностранными гражданами трудовой деятельностью в Российской Федерации обязательное медицинское страхование и выдача им страховых медицинских полисов обязательного страхования осуществляется наравне с другими работниками данных предприятий, учреждений и организаций, а срок действия страхового медицинского полиса обязательного страхования определяется сроком действия заключенного с иностранным гражданином трудового договора (контракта).

Согласно Постановлению ФАС Дальневосточного округа от 09 марта 2005 года №Ф03-А59/04-2/4452 работодатель - налогоплательщик единого социального налога правомерно подвергнут ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса РФ, так как не включил в объект налогообложения для исчисления единого социального налога суммы оплаты труда (выплат и вознаграждений), начисленных в пользу иностранных граждан, работающих на территории РФ.

Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.

Приглашения на въезд в Российскую Федерацию выдаются иностранным гражданам в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации ежегодно устанавливает квоту (предполагаемое количество приглашений к выдаче). Распределение квоты по субъектам Российской Федерации осуществляется также по специальному распоряжению, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Примечание. По вопросу о квотах на выдачу иностранным гражданам приглашений следует руководствоваться:

  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2002 года №782 «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;
  • Приказом Минтруда Российской Федерации №288, МВД Российской Федерации №349, Минэкономразвития Российской Федерации №917 от 21 ноября 2003 года «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2004 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российской Федерации в целях осуществления трудовой деятельности».

Для оформления приглашения на въезд в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) должен обратиться с ходатайством в МВД Российской Федерации или его территориальный орган и предоставить следующие документы:

  • разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
  • документы, необходимые для выдачи разрешения на работу на каждого иностранного работника.

За оформление приглашения на въезд в Российскую Федерацию взимается государственная пошлина - 200 рублей за каждого приглашенного (подпункт 7 пункта 1 статьи 333.28 НК РФ).

На работодателя или заказчика работ (услуг), пригласившего иностранного гражданина с целью осуществления им трудовой деятельности, налагаются следующие обязанности (пункт 8 статьи 18 Закона №115-ФЗ о правовом положении иностранных граждан):

  • получить предварительное разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
  • получить для иностранных граждан разрешения на работу;
  • представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
  • содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
  • оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного Законом о правовом положении иностранных граждан порядка привлечения и использования иностранных работников.

Работодатель должен в десятидневный срок предоставлять в налоговый орган по месту своего учета информацию:

  • о подаче ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
  • о прибытии иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;
  • о получении иностранным гражданином разрешения на работу;
  • о заключении нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником;
  • о приостановлении действия или аннулировании разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • о приостановлении действия или аннулировании разрешения на работу, выданного иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя;
  • об аннулировании разрешения на работу, выданного иностранному работнику.

Кроме того, работодатель должен сообщать в МВД Российской Федерации или его территориальный орган и в территориальный орган ФСБ Российской Федерации:

  • о нарушении иностранным работником условий трудового или гражданско-правового договора;
  • о досрочном расторжении трудового или гражданско-правового договора с иностранным работником;
  • о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Порядок получения иностранными гражданами разрешения на работу .

Иностранный гражданин, временно пребывающий на территории Российской Федерации, имеет право на осуществление трудовой деятельности только при наличии разрешения на работу (категории иностранных граждан (постоянно и временно проживающих в Российской Федерации), которые могут работать в Российской Федерации без получения разрешения на работу, рассмотрены выше).

Порядок выдачи иностранным гражданам разрешения на работу утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2002 года №941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу».

Иностранный гражданин может получить разрешение на работу, если он достиг 18-летнего возраста и зарегистрирован в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя или привлекается в качестве иностранного работника по трудовому договору или гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг) в пределах численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников, выданном работодателю или заказчику.

Обязанность получения разрешения на работу для иностранных работников налагается на работодателя. Разрешение на работу выдается работодателю или заказчику работ (услуг) для каждого иностранного работника, а также иностранному гражданину, зарегистрированному в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя.

Разрешение на работу оформляется одновременно с оформлением приглашения на въезд в Российской Федерации. При обращении в орган внутренних дел с ходатайством о выдаче иностранному гражданину приглашения на въезд с целью осуществления трудовой деятельности, работодатель должен представить документы, необходимые для оформления разрешения на работу и внести денежные средства, в сумме, необходимой для обеспечения выезда иностранного работника из Российской Федерации. Если по окончании трудового договора иностранный гражданин самостоятельно оплачивает обратную дорогу, то внесенная сумма возвращается работодателю. Если у иностранного гражданина нет средств на оплату билета, то эти расходы оплачиваются за счет внесенного работодателем залога с предоставлением ему подтверждающих документов.

Временно пребывающему в Российской Федерации иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, разрешение на работу выдается при предъявлении проездных документов, подтверждающих оплату выезда иностранного работника из Российской Федерации.

Работодатель или заказчик работ (услуг) должен представить в территориальный орган внутренних дел заявление о выдаче разрешения на работу, в котором должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество иностранного гражданина;
  • дата рождения;
  • гражданство или государство постоянного проживания;
  • адрес постоянного места жительства;
  • период осуществления иностранным гражданином трудовой или предпринимательской деятельности;
  • сведения о наличия разрешения на работу – для иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя и являющегося работодателем или заказчиком работ (услуг);
  • вид деятельности;
  • место работы;
  • сведения о работодателе или заказчике работ (услуг);
  • сведения о наличии у работодателя или заказчика работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников, в том числе у иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • сведения об условиях привлечения и использования иностранного работника или о предстоящей предпринимательской деятельности иностранного гражданина.

Помимо заявления предоставляются:

1)        цветная фотография размером 30 * 40 мм;

2)        копия свидетельства (сертификата) специалиста о признании документа о профессиональном образовании, полученном иностранным работником в иностранном государстве, или об эквивалентности такого документа российскому диплому о профессиональном образовании (если в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации требуется наличие указанных документов);

3)        копия свидетельства о регистрации иностранного гражданина в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя;

4)        копия специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта, предусмотренных перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 года №754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение»;

5)        документ, удостоверяющий личность заявителя со сроком действия не менее 6 месяцев;

6)        документ, удостоверяющий личность иностранного работника со сроком действия не менее 6 месяцев, или его копия.

Бланк заявления заполняется на русском языке. Если прилагаемые к заявлению документы составлены на иностранном языке, то необходимо приложить их нотариально заверенный перевод на русский язык. Если подлинники документов не представляются, то копии должны быть нотариально заверены.

Территориальный орган внутренних дел осуществляет проверку сведений, указанных в заявлении, и принимает отдельное решение по каждому заявлению. Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 рабочих дней со дня подачи заявления. В 10-дневный срок со дня принятия решения заявителю направляется письменное уведомление о результатах рассмотрения заявления. В случае отказа в выдаче разрешения, должна быть указана причина отказа.

За выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства взимается государственная пошлина - 1000 рублей (подпункт 13 пункта 1 статьи 333.28 НК РФ).

Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок и выполненном в виде пластиковой карты стандартного размера. На разрешении помещается цветная фотография владельца, и указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения;
  • гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания;
  • период трудовой или предпринимательской деятельности;

Форма бланка разрешения на работу утверждается МВД Российской Федерации.

При утрате разрешения на работу иностранный гражданин должен в 10-дневный срок обратиться в территориальный орган внутренних дел с заявлением о выдаче дубликата с указанием обстоятельств утраты разрешения. Кроме того, он должен представить цветную фотографию установленного размера, предоставление иных документов не требуется. После проверки обстоятельств утраты орган внутренних дел выдает дубликат разрешения.

Разрешение на работу может быть аннулировано в случаях, приведенных в пункте 9 статьи 18 Закона №115-ФЗ о правовом положении иностранных граждан, а также в случаях нарушения иностранным работником условий трудового или гражданско-правового договора. Территориальный орган внутренних дел в трехдневный срок должен уведомить иностранного гражданина о том, что его разрешение на работу аннулировано и о необходимости выезда из Российской Федерации.

Если разрешение на привлечение и использование иностранных работников, выданное работодателю, аннулировано, либо работодатель прекратил свою деятельность, то иностранный работник может заключить трудовой или гражданско-правовой договор с другим работодателем или заказчиком на период, оставшийся до истечения срока действия полученного им разрешения на работу. При этом должны соблюдаться следующие условия:

  • до истечения срока действия разрешения на работу осталось не менее трех месяцев;
  • новый работодатель или заказчик работ (услуг) имеет разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Следует отметить, что КоАП РФ в статье 18.10 предусмотрена ответственность не только работодателя, но и иностранного работника за нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы:

1. Нарушение работодателем или заказчиком работ (услуг) правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников - влечет наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан от 10 до 20 МРОТ;
  • на должностных лиц - от 25 до 200 МРОТ;
  • на юридических лиц - от 100 до 3 000 МРОТ (пункт 1 статьи 18.10 КоАП РФ).

2. Осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу - влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 25 МРОТ с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (пункт 2 статьи 18.10 КоАП РФ). Напомним, что расходы, связанные с выдворением иностранного работника за пределы Российской Федерации, придется оплатить работодателю



Назад к списку публикаций

 
Тел (495) 510-42-90.
ТопТренинг.ru - независимый рейтинг тренингов Rambler's Top100 Разработка и поддержка: 4Lab.ru