Группа компаний "Бизнес Аспект"
ТЕЛЕФОНЫ
(495) 517-15-97
(495) 510-42-90
СЕМИНАРЫ

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ
Наша рассылка

Экспорт мимо портов

Экспорт мимо портов

Экспорт мимо портов
Портовая техника обработки железнодорожных вагонов нуждается в модернизации, а тарифы - в обновлении.

С точки зрения железнодорожной Россия - страна экспорта. Но важнейшая статья дохода рискует оказаться в минусе: по последним данным, только в сентябре российские железные дороги недополучили 910,6 миллиона рублей доходов за грузовые экспортные перевозки.

Одна из причин - проблема разгрузки вагонов в портах. Однако если недавно экспорт стопорился из-за вагонных "пробок" на подъездных путях, то сегодня контракты срываются из-за того, что вагонов под погрузку просто нет.

Нехватка вагонов - давно известная проблема. Причина - в первую очередь, старый парк. Средний возраст основных типов грузовых вагонов - больше 19 лет при нормативе в 28 лет. Ежегодно более 17 тысяч вагонов должны уходить на покой. Всего подлежит списанию, говоря казенным языком, по причине выработки ресурса - более 320 тысяч грузовых вагонов, то есть фактически половина всего вагонного парка страны. У частных операторов вагоны, конечно, поновее, однако и они стареют.

Впрочем, новые вагоны тоже быстро уходят в ремонт из портов. Причина - некачественные условия выгрузки, в частности, угля, который и дает большой процент экспортной выручки. Порты оборудованы по старинке, грейферами, которые даже при самой аккуратной выгрузке ломают вагоны. Современные вагоноопрокидыватели есть только в двух (!) портах на всю Россию: в Находке и Усть-Луге.

По разным данным, после грейферной разгрузки в ремонт уходит каждый третий-пятый вагон. То есть вагон не работает минимум 5-7 дней, устранение минимальной поломки обходится в 40-50 тысяч рублей, капремонт - вдвое дороже.

Как выходить из этой патовой ситуации? У портов, грузов, железной дороги разные собственники с разными интересами. Но всем нужны вагоны. И выход на самом деле прост. Российские порты должны создавать современную инфраструктуру, в том числе ставить вагоноопрокидыватели, как во всем мире. Именно для повышения конкурентоспособности портам многие годы дают тарифные преференции. При этом порты бывшего СССР (например, прибалтийские и украинские), таких преференций не имея, оборудованы по последнему слову техники и постоянно инвестируют в инфраструктуру.

Также требуется увеличить вагонную составляющую в тарифе за грузоперевозку, которую платит владелец груза РЖД при перевозке в вагонах общего парка. И частные собственники вагонов будут иметь лишний повод направить свои вагоны в порты, так как строят свою политику от доходного для них тарифа за вагон общего парка, который станет выше. Этот дополнительный расход для грузовладельца выгоден, поскольку при общей нехватке вагонов их простои, ремонт и острый дефицит вагонов в конечном итоге обойдутся грузовладельцу дороже. Потому что в этой истории больше всего убытков у владельца груза. И у страны, которая недополучает доходы от экспорта.



Анна Соева
"Российская Газета"
Вернуться к списку новостей


Назад к списку новостей

 
Тел (495) 510-42-90.
ТопТренинг.ru - независимый рейтинг тренингов Rambler's Top100 Разработка и поддержка: 4Lab.ru